Кельтский дом/ Cead Mile Failte

Каталог файлов
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Ирландия [7]
Найдется все
мы интересуемся
Кельтика актуальна всегда
Всего ответов: 67
Мы не одни такие
  • Кельтика
  • Кельтологика
  • Фолк-банда "АХЭС"
  • The Racoons
  • Irish Ёрш
  • Союз поэтов Ирландии
  • Писательский центр Ирландии
  • Ирландский доброволец
  • Клуб "Полые холмы"
  • КЕЛЬТСКИЙ ДОМ В КОНТАКТЕ
  • ГОСТЕЙ

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » ИССЛЕДОВАНИЯ » Ирландия

    Литература Ирландии
    30.04.2010, 12:04

    Древняя Ирландия (до IХ века)

    До появления письменности по стране ходили устные сказания, переносимые от одного населенного пункта к другому бардами и друидами. В V веке в Ирландии возникает письменность — это связано с постепенной христианизацией страны. К VIII веку в монастырях накапливаются первые стихотворные и прозаические тексты.

    Главными очагами культуры в те времена были монастыри и дворы феодалов. В монастырях создавалась в основном литература религиозная — гимны и жития святых. Написанная в IX веке поэма «Видение Адамиана» предвосхитила «Божественную комедию» Данте). Постепенно формировалась и литература научная: исторические хроники, трактаты по медицине, карты Ирландии, обычно плохо отражавшие реальную топографию местности. Монастырские писатели, поднаторевшие в латыни, перекладывали античные сказания и мифы, например, известную по гомеровской «Одиссее» эпопею о троянской войне, включая миф о странствиях Улисса, а также историю Энея — по «Энеиде» Вергилия.

    Барды, кормившиеся при дворах феодалов, развлекали их эпическими сказаниями, иногда перемежая текст последних стихами. Барды воспевали воинскую героику, путешествия, а порою и романтическую любовь, и даже красоты местности, обычно в сверхизящном, выспренном стиле.

    В Ирландской мифологии различают четыре основных цикла:
    # мифологический, древнейший цикл, повествующий о заселении Ирландии, а также о кельтских богах, которые здесь часто предстают в образе людей;
    # уладский (ольстерский), огромный цикл, включающий более ста саг, в том числе повествования о короле Конахуре и о его племяннике, герое по имени "Cu Chulainn " (Кухулин);
    # цикл Финна (Фениан) или Оссианик, история героя по имени "Fionn mac Cumhaill " (Финн МакКул) и его сына по имени "Oisean " (Оссиан, в Ирландии произносят как Ошин);
    # королевский цикл, в который входят сказания о легендарных правителях Ирландии.

    Большинство саг рассчитаны на устное повествование, поэтому они, в основном, невелики по объему, хотя некоторые — например, грандиозная сага о «Похищении быка из Куальнге», представляют собой исключение из этого правила.

    Времена викингов (до XII века)

    Этот период характеризуется периодическими набегами норвежских и шведских викингов, жестоко разорявших страну [IX и X вв.] . Викинги грабили монастыри, где накапливалось богатство. Монахи строили так называемые круглые башни, чтобы в случае набега отсидеться в них. В эти башни зачастую переносили рукописи. Многие из рукописных саг были в эти времена переработаны и приняли ту форму, в которой нам известны сейчас: например, "Lebor na hUidre " («Книга Бурой Коровы», ок. 1100 года) и "Lebor Laigen " («Лейнстерская книга», ок. 1160 года). Развивалась в этот период и поэзия бардов, стиль которой был ещё более выспренним, чем стиль саг.

    Период владычества норманнов (с XII по XVI век)

    Норманнские завоеватели совершенно не интересовались культурой кельтов и смешавшихся с ними потомков викингов. Они строили каменные замки, которые отгораживали их от коренных обитателей страны. Старые саги сохранились среди крестьянского населения. Барды ютились в замках уцелевших ирландских феодалов. Норманнскую знать развлекали заезжие барды-французы, певшие обыкновенно о подвигах Карла Великого или о святом Граале.

    Период господства англичан (с XVI по XVIII век)

    Ирландия в этот период находится частично под властью британской монархии. К концу XVII века эта власть законодательно закрепляется, и Ирландия полностью теряет свою независимость.

    Однако уже в XVI веке начинает развиваться литература примущественно ирландская, модно даже сказать, националистическая. В этот период, особенно в XVII веке, деятельно работают собиратели старых саг, преданий и летописей, они комплектуют новые сборники старых текстов, зачастую переписывая их на более современный лад. Саги иногда принимают форму народных баллад или даже сказок.

    Барды по-прежнему верны идеалам «старой доброй Ирландии» и воспевают предков современных им ирландских феодалов за их героические деяния. Из тексты становятся более простыми — из нескольких сотен старых стихотворных размеров они теперь пользуются только примерно 24-мя. Меняется и вся система поэзии — от силлабической она переходит к тонической, наподобие занесенных из Англии и Франции стихотворных текстов. Среди текстов XVII века отметим поэму «Распря поэтов», в которой два поэта спорят о достоинствах двух феодальных родов. «История» Джорджа Китинга является образцом прозаического произведения того времени.

    Долгий путь к независимости (с XVIII века по начало ХХ века)

    В XVIII веке ирландская литература постепенно приходит в упадок. Эпоха феодализма приходит к концу, и уже некому заботиться об ирландских бардах. «Последний бард» — cлепой арфист по имени Турлаф О'Каролан — умер в 1738 году. Старые литературные формы также отжили свое, а для выработки новых пока нет подходящих условий. Экономика страны находится в полном упадке, английские землевладельцы разоряют страну. Ирландская проза также приходит в упадок, а поэзия перестает подпитываться новыми формами и идеями. Из поэзии того времени интересна поэма «Оссиан в стране юности» Mайкла Комина (умер в 1760 году) — собственно, переложение мифа об Ошине.

    На протяжении следующего, XIX века Ирландия дала не так уж много выдающихся авторов из числа живших в пределах страны. Необходимо назвать поэта Энтони Рафтери (1779—1835), рожденного в графстве Мэйо и всю жизнь прожившего на западе Ирландии. Некоторые из его текстов, написанных на ирландском языке, дошли до нас. Во второй половине XIX века начинает действовать "Gaelic League " (Союз авторов, пишущих на ирландском языке), она проводит в стране литературные конкурсы.

    В середине XIX века, в годы «великого голода», вызванного неурожаем картофеля, около трети населения страны вымирает, почти столько же эмигрирует в Англию и в США. Большая часть эмигрантов ассимилируется с местным населением. В XVIII и XIX веках среди английских писателей некоторые были ирландского происхождения. Среди них были такие всемирно известные авторы как Джонатан Свифт, Оливер Голдсмит и Ричард Бринсли Шеридан. Внутри страны национальная культура ирландцев планомерно подавляется и даже уничтожается англичанами.

    Конечно, долго так продолжаться не могло. В конце XIX века наблюдался новый подъём национального самосознания ирландцев, связанный с борьбой за независимость страны. Ирландское литературное возрождение дало миру ряд замечательных писателей. Крупнейшими из них являлись драматурги Д. М. Синг и Шон О’Кейси, собирательница народных преданий леди Огаста Грэгори, а также поэт и критик Уильям Батлер Йейтс. Многие ирландские авторы достигли всемирной славы, живя в Англии; среди них Бернард Шоу и Оскар Уайлд.

    ХХ век

    В годы после того, как Ирландия добилась независимости, появилось много интересных авторов. Романист Джеймс Джойс, автор эпического романа «Улисс» и классического цикла новелл «Дублинцы», оказал заметное влияние на европейскую литературу середины и конца XX века. Другим известным мастером короткой новеллы был Фрэнк О'Коннор, чьи книги до сих пор издаются большими тиражами в англоязычных странах. Драматург-авангардист Сэмюэл Беккет и позже поэт Шеймас Хини стали лауреатами Нобелевской премии по литературе, соответственно в 1969 и в 1995 годах. Широко известны также современные писатели Уильям Тревор, Джон Банвилл, Джон Макгахерн, драматург Брайан Фрил и поэты Патрик Каванах, Майкл Хартнет, Майкл Лонгли, Ивонн Боланд, Пола Миэн, Эйлин Ни Куллинан, Деннис О'Дрисколл. В Ирландии действует Союз Поэтов (Poetry Ireland), организующий поэтические чтения по всей стране. Во многих городах проходят литературные фестивали.

    Библиография

    * «Иностранная литература» 1995, № 2. Ирландский номер
    * "Welch, Robert; Stewart, Bruce. " The Oxford Companion to Irish Literature. Oxford University Press, 1996. — 648 pages. — ISBN 0198661584

    Ссылки

    *
    * [http://kudryavitsky.narod.ru/irishpoets.html Современные поэты Ирландии в переводе на русский] . [http://kudryavitsky.narod.ru/irishpoets2.html Современные поэты Ирландии, часть 2]
    * [http://oknopoetry.narod.ru/no1/guest.html Хайку современных ирландских поэтов в переводе на русский]
    * [http://www.irishwriters-online.com/ Интернет-словарь ирландских писателей (на английском)] ref-en
    * [http://www.poetryireland.ie Poetry Ireland] ref-en Сайт Союза поэтов Ирландии
    * [http://www.writerscentre.ie Irish Writers Centre] ref-en Сайт Писательского Центра Ирландии

    Категория: Ирландия | Добавил: Клевер
    Просмотров: 3741 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:



    Кельтский двор © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz